Размер шрифта
Цвет сайта
Поиск
Обычная версия сайта
26 июня, среда
Версия для слабовидящих Обычная версия
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Личный кабинет
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Авторизация позволит вам:
  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью
Инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование  (ИБ) представляет собой совокупность разнообразных основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выбореобъектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов.

Можно выделить три уровня законодательного регулирования ИБ в России:

- федеральный;
- региональный;

- местный.

 На сегодняшний день на территории Российской Федерации комплексное правовое регулирование  ИБ на федеральном уровне еще не сформировано, в связи с чем на законодательном уровне планомерно организуется  деятельность по внесению изменений в действующее законодательство, по разработке нормативных правовых актов (далее – НПА), программ, проектов в данном направлении.

НПА федерального уровня, регулирующим реализацию проектов с использованием ИБ, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также,ИБ находит отражение в государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №340. Данная программа предусматривает одним из результатов разработку субъектами Российской Федерации мероприятий по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъектов Российской Федерации.

Региональный уровень законодательного регулирования ИБ представляет собой правовую базу субъектов Российской Федерации.При этом у субъектов РФ имеется возможность разрабатывать и принимать региональные законы, определяющие основные правила ИБ в регионах, с учетом социально-экономического развития того или иного региона.

К примеру, на территории Пермского края действует Закон Пермского края от 2 июня 2016 года № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае».

Местный уровень законодательного регулирования  ИБ представлен НПАмуниципальных образований Российской Федерации. В основном примерами данного уровня являются решения советов муниципальных образований о принятии участия в проекте инициативного бюджетирования.

К примеру, в 2018 году на территории Республики Башкортостан в пилотном режиме был запущен муниципальный проект «Наше село» в 6-ти муниципальных районах при помощи Центра изучения гражданских инициатив ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан» Академии наук Республики Башкортостан.

У  ИБ есть определенные критерии:

-обязательное публичное обсуждение;

- участие представителей власти;

- серийность процесса реализации, т.е. реализация из года в год;

-отчетность.

Один из ключевых пунктовИБ является софинансирование, когда на реализацию проекта идут не только бюджетные средства, но и средства самих граждан.Это способствует повышению заинтересованности и требовательности жителей при выборе приоритетных проектов и оценке результатов совместной работы; обеспечивается сохранность нового объекта и эффективность его эксплуатации.

 При этом,основной объем средств  при  ИБ предоставляется из бюджетов субъектов РФ. Органы местного самоуправления  также предоставляют субсидии (гранты).

Субсидии предоставляются на следующие виды объектов и работ:

- объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности;

- объекты благоустройства и озеленения территории поселения;

- автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности и дворовые территории;

- объекты размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора и другие.

В целом практика ИБ на муниципальном уровне способствует:

- выявлению проблем, приоритетных для населения;

- повышению уровня взаимного доверия населения и власти;

- повышению прозрачности использования бюджетных ресурсов;

- реализации действенного общественного контроля;

- привлечению софинансирования из внебюджетных источников.

Практика ИБ - это реализуемая в рамках одного региона РФ программа, направленная на вовлечение граждан в бюджетный процесс и участие граждан в бюджетных решениях.

Наиболее известными практиками ИБ в России являются: Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка,  Партисипаторное  бюджетирование (Европейский Университет совместно с Комитетом гражданских инициатив).

ППМИ реализуется в России с 2007 года и признана одной из лучших социальных программ Всемирного банка. В рамках программы реализовано около 4000 проектов в восьми регионах РФ: Ставропольском крае, Кировской, Тверской, Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае и др.

Партисипаторное бюджетирование работает в нескольких муниципалитетах Ленинградской, Вологодской, Кировской областей.В отличие от ППМИ, данная практика не предполагает софинасирования проектов гражданами.

В настоящее время в России идет активный поиск новых практик ИБ.

 

 

Создано: 29.03.2019 | Обновлено: 29.03.2019
Карта сайта