Керчь

Общественная безопасность

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для реализации мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым созданы:

Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 03.03.2015 года № 87/1-п «Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Керчь».

Муниципальное звено ТП РСЧС является составной частью территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств РСЧС муниципального и объектового уровней входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.

Решением 10 сессии 1 созыва от 11.12.2014г. № 108-1/14 «Об учрежде-нии Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации города Керчи Республики Крым» создан:
постоянно действующий орган управления - управление по граждан-ской обороне и чрезвычайным ситуациям города Керчи. Осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федера-ции и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия определяется уставом.

Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 10.08.2015 года № 441/1п создано Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба -112 муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» создан:
орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба. Размещается в стационарном помещении управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а так же может размещаться на подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения.

Постановлением от 04.07.2016г. № 1777/1-п «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Керчи Республики Крым» создан:
координационный орган управления - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В состав сил и средств РСЧС муниципального и объектового уровней входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.
Управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым в своей работе руководствуется Федеральными законами от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ му-ниципального образования городской округ Керчь:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
- проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
- обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экс-тренное оповещение населения , об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии го-товности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
- определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение меро-приятий местного уровня по гражданской обороне.

При землетрясении
Землетрясение является следствием быстрого, внезапного освобождения потенциальной упругой энергии в относительно локализованной области Земли, при котором происходит разрушение, разрыв плоскости горных пород, достигающий в отдельных случаях сотни километров.
Землетрясение характеризуется пятью основными параметрами:
1. Временем возникновения.
2. Географическими координатами эпицентра (широтой и долготой).
3. Глубиной очага.
4. Выделенной энергией.
5. Сейсмическим воздействием (интенсивностью) на поверхности Земли.
Территория города Керчь попадает в зону землетрясения 8-9 баллов.
8 баллов. Сильные повреждения зданий
9 баллов. Всеобщие повреждения зданий

При оползнях
По информации ГКУ РК «Противооползневое управление» наиболее опасными зонами являются:

Район ул. Черноморской.
Береговой склон высотой 30-40 метров над уровнем моря охвачен развитием активных оползневых и обвальных процессов вдоль ул. Черноморская на всем ее протяжении от ул. Дейкало до ул. Нестерова. Причиной сохраняющегося с 2002 г. неустойчивого состояния склона является переувлажнение грунтов вследствие наблюдавшихся в предыдущие годы частых значительных утечек из водонесущих коммуникаций, отсутствия ливневой канализации и соответственно стихийного сброса поверхностных и техногенных вод непосредственно в ранее сползшие и обвалившиеся грунты. По сравнению с обследованием данной территории в июле 2016 г. особых изменений не произошло. Неустойчивое состояние склона сохраняется. Видны следы свежих маломощных обрушений вблизи пешеходной дорожки по ул. Черноморской (район пересечения ул. Черноморской и ул. Победы). Ранее сползшие и обрушившиеся грунты продолжают проседать
В геологическом строении берегового склона, местами берегового обрыва, принимают участие преимущественно глинистые грунты с прослойками и включениями, участками довольно значительной мощности, рыхлых и средней крепости известняков, железной руды.
В пределах языковых частей оползней береговые откосы представлены крутыми уступами различной высоты, на которых развиваются локальные эрозионные процессы (размывы, врезы, обрушения).

Район парка отдыха им. Пушкина и ул. Прибрежный спуск.
Береговой склон в верхней его части, примыкающей к Парку им. Пушкина, террасирован в конце 60-х годов прошлого века. Устойчивость склона в террасированной части сохраняется до нашего времени. Однако выполненная тогда же ливневая канализация пришла в полную негодность и требует ремонта и участками реконструкции. В нижней части склона описываемого участка никаких работ по инженерной защите территории никогда не проводилось и наблюдаются развивающиеся естественные эрозионные процессы. На ул. Прибрежный спуск в ее центральной зоне на протяжении ряда лет происходит активный эрозионный размыв, расширяющийся каждый дождевой сезон. Проезд по автодороге к морю в данное время невозможен, т.к. образовавшийся овраг полностью разрушил проезжую часть и растущая верхняя кромка оврага начинает захватывать упоминавшуюся выше террасированную часть склона. Причина такой интенсивной эрозионной активности – разрушенная и замусоренная ливневая канализация и непринятые вовремя меры. За прошедшее время после обследования в июле 2016 г. образовавшийся овраг еще расширился и начал захватывать своей верхней кромкой террасированную ранее часть склона.

Зона Старокарантинского пляжа.
Ширина пляжа непостоянна и колеблется от 5-10 м до 3-4 в различное время года и в зависимости от штормовой интенсивности. На момент обследования ширина пляжной полосы в районе лестницы с ул. Курортной составляет около 5-6 метров. Берегоукрепительные сооружения на данной территории отсутствуют. К пляжу примыкает детский оздоровительный лагерь «Чайка», расположенный на высоте 2-4 метра над уровнем моря и примыкающий к крутому береговому склону высотой до 40 метров. За последние 30 лет ширина пляжа уменьшилась практически в 10 раз. Подпорная стена, ограждающая территорию лагеря и прилегающей к лагерю части террасы, выстроенная более полувека назад, разрушается на протяжении последних 4-х лет и укоротилась на 50-60 метров. Связано это с тем, что резкое уменьшение ширины пляжной полосы вынудило к выполнению этой стеной и волноотбойных функций в период сильных штормов, что привело к размыву основания и обрушению. Теперь абразионная активность на данном участке резко возросла и возможен полный размыв пляжного материала.
Территория бывшего детского лагеря сохраняется в относительно стабильном состоянии, но дальнейшее возможное разрушение подпорной стены приведет к разрушению и территории лагеря.
Береговой склон над лагерем не закреплен, водоперехватывающие и водоотводящие сооружения (ливневая канализация) отсутствуют. При неблагоприятных климатических и сейсмических проявлениях возможна активизация оползневых и обвальных процессов.

Большая Митридатская лестница
Продолжаются разрушительные процессы на Большой Митридатской лестнице. Появляются новые трещины в оградительных парапетах и оставшихся пока целыми межпролетных площадках. Происходит дальнейшее разрушение отдельных элементов комплекса вблизи обрушенной в мае 2015г. площадки. Также происходит просадка и небольшой сдвиг на площадке, расположенной выше рухнувшей. Возможны разрушения, аналогичные произошедшим. Отсутствие ливневых и водоперехватывающих сооружений приводит к вымыванию грунта из-под верхних лестничных пролетов, их просадке и дальнейшему нарушению целостности всего комплекса.

Юго-восточный склон г. Митридат
Геоморфологически территория обследования представляет собой террасированный склон с общей крутизной около 30 градусов, где поверхность террас является проезжей и застроенной частью склона. В целом, склон сильно видоизменен в связи с тысячелетней хозяйственной деятельностью, обилием подрезок, перестроек, реконструкций и общей запущенностью. Абсолютные отметки поверхности застроенной территории колеблются от 10 до 40 метров от уровня моря.
Неблагоприятные физико-геологические процессы в той или иной степени активности наблюдаются по всей обследуемой территории. Исключение составляют редкие домовладения, выстроенные или реконструированные (отремонтированные) в течение последних 4-5 лет. Трещины в фундаментах и стенах наблюдаются практически во всех старых зданиях. Часть домостроений вообще выстроены без фундамента (со слов жильцов). На момент обследования аварийных ситуаций не отмечается, но следы эрозионных процессов видны во многих местах, в особенности на участках, где разрушена старая подпорная стена.
Водоперехватывающие и канализационные сооружения, за редким исключением вблизи новых домов, отсутствуют. Видны следы утечек из водонесущих коммуникаций.
В геологическом отношении поверхность сложена преимущественно на-сыпными и техногенными грунтами. На отдельных участках культурный слой достигает мощности около 4.0 метров. Ниже глинистые и известковистые грунты неогенового возраста.
Хаотичность застройки, а также многолетнее несоблюдение строительных норм на оползневых и оползнеопасных склонах, строительство без опережающих мероприятий инженерной защиты привело к тому, что на территории улиц 1-й и 2-й Митридатских большая часть домостроений в той или иной степени затронуты неблагоприятными физико-геологическими процессами.

При лесных пожарах
На территории г. Керчь расположены пять лесопарковых зон:
- лесопарковая зона «Золотой курган» - 125 гектар;
- лесопарковая зона «Соц. база» - 112 гектар;
- лесопарковая зона «Митридат» - 64 гектара;
- лесопарковая зона «Солдатская слободка» - 38 гектар;
- лесопарковая зона «Крепость» - 142 гектара.
В весенне-летний период количество возгораний на территории Керченского лесничества резко увеличивается в связи с ростом отдыхающих и повышением температуры воздуха.

При подтоплении
Подтопление города зависит от уровня выпавших дождей и таяния снега. В результате резко повышается уровень воды в речках, протекающих через город. На речках отсутствуют гидросооружения, которые регулируют стоки воды, что приводит к подтоплению или наводнению районов города. Через территорию города протекают 4 речки.
Речка Джарджава – протяженность 10 км. Водосборная площадь речки составляет около 22,7 км2 . В постоянное русло она сформировывается у поселка Солдатская слободка, где зарегулирована стоком с объемом воды 270 тыс. м3. При интенсивном выпадении осадков уровень воды поднимается до 1-1,5 метра, вследствие чего подтапливается Южная окраина города, шоссе Героев Сталинграда, строительный участок РУП РК «Крымские морские порты» «Керченский рыбный порт».
Речка Приморская – протяженность 15 км. Водосборная площадь со-ставляет около 80 км2 . Сток речки формируется за счет выклинивания грунтовых вод Багеровской мульди, дождевых и снеговых осадков. С запада на восток речка Приморская пересекает центральную часть города и впадает в Керченский пролив. Пропускная способность до 42 м3 в секунду. При интенсивном выпадении осадков уровень воды поднимается от 1,0 до 2,2 метра. Фактическое сечение речки не позволяет своевременный сброс воды, в результате чего в городской черте подтапливается улица Ж. Дудник (15 жилых домов с населением до 50 человек).
Речка Катерлез – протяженность 15 км. Водосборная площадь составляет 40 км2. В постоянное русло сформировано за деревней Войкова, где зарегулирована тремя ставками за поселком Октябрськое, еще двумя ставками. Общий объем воды составляет 99 тыс. м3, при паводках объем увеличивается до 523 тыс. м3. С северо-запада на юго-восток речка Катерлез пересекает пойму Японского поля площадью 100 гектар. Устье реки застроено жилыми и общественными зданиями. В связи с чем сток речки оборудован в подземном исполнении и заключен в 2 трубы диаметром 1000 мм, с выходом в речку Приморскую. Пропускная способность ограничена и составляет 4 м3 в секунду. При интенсивном выпадении осадков затапливается пойма Японского поля, прилегающие к ней улицы Глухова, Горбульского, Шлагбаумская, Порахина, Кокорина, Козлова, Госпитальная, Самойленко, Чернышевского, переулки Милицейский, Вокзальный и другие. Всего 14 улиц и переулков, на которых подтапливаются 130 жилых дома из них 106 частных домовладений, 9 домов двухэтажных, 15 домов одноэтажных, 1 дом пятиэтажный, с общим числом проживающих – 682 человека, объекты: городской стадион «им. 50 лет Октября», Центральный рынок.
Речка Булганак – протяженность 15 км. Водосборная площадь составляет около 35 км2. В постоянное русло она сформирована в северной части города возле селения Егорово, далее в подземном исполнении трубами 100 мм диаметра и протекает под жилой зоной улицы Фурмана, Щорса. Устье реки впадает в Керченский пролив и проходит наружно через промышленную зону ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченский торговый порт», рыбоконсервного завода ООО «Пролив». Пропускная способность дюкеров 3,0 м3 в секунду. При интенсивном выпадении осадков уровень воды поднимается до 0,8 метра в сутки, в результате чего подтапливается промышленная зона рыбоконсервного завода ООО «Пролив» и ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченский торговый порт», и улица Кирова.



При снежных заносах
Возникновение опасных метеорологических явлений в зимний период возможно всей административной территории города. Наиболее сложной обстановка может сложится на автомобильных дорогах, что приведет к нарушению автотранспортного обеспечения населения.

силы и средства - состав сил и средств входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют спасательные службы, пожарно-спасательные и аварийно-спасательные формирования, аварийно - восста-новительные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Силы и средства постоянной готовности муниципального образования городской округ Керчь представлены подробнее в разделе 1.6 согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 20 октября 2016 года № 503.
резервы финансовых и материальных ресурсов - созданы и используются для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет: средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; соб-ственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
система связи, оповещения и информационного обеспечения - представ-ляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Задачи системы связи, оповещения и информационного обеспечения:
- для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях;
- сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- сбора и обмена информацией в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования городского звена территориальной подсистемы.

Режим «ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - функционирование при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведение долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

Режим «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» - функционирование при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

Режим «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» – функционирование при воз-никновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Функционирование звена территориальной подсистемы РСЧС в том или ином режиме осуществляются на основании решения комиссии ЧС и ПБ города.

В режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения , а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликви-дации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуация;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их послед-ствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по её ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.